Информация

На любом промышленном предприятии уровень безопасности производства нуждается в постоянном контроле. Только при его условии можно избежать возможных аварий, остановок производства, материальных и людских потерь, нанесения ущерба окружающей среде.
Одним из самых эффективных инструментов такого контроля является промышленный аудит.
Промышленный аудит представляет собой проверку различных систем, проводимую силами независимых высококвалифицированных специалистов.
Регулярное проведение промышленного аудита позволяет объективно и всесторонне оценивать текущий уровень промышленной безопасности опасных производственных объектов, своевременно выявлять возможные неисправности, дефекты и другие технические факторы, способные нарушить стабильную работу предприятия.
Такое своевременное выявление потенциальных техногенных угроз повышает общую эффективность управления промышленной и экологической безопасностью на производстве, снижению затрат на ликвидацию возможных аварий и в целом способствует более эффективной работе всего предприятия.
Цели промышленного аудита:
 
Повышение эффективности работы системы управления промышленной безопасностью на предприятии;
 
Получение полной и достоверной информации о текущем состоянии промышленной безопасности и фактическом техническом состоянии оборудования;
 
Оценка соответствия проверяемых объектов требованиям законодательства о промышленной безопасности;
 
Оценка соответствия проверяемых объектов требованиям проектной, технической, эксплуатационной и другой регламентирующей документации;
 
Своевременное выявление недостатков в организации системы управления промышленной безопасностью и разработка мер по повышению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов.
 
Основные направления промышленного аудита:
 
Проверка состояния нормативно-правовой и организационно-распорядительной документации в области промышленной и экологической безопасности на предприятии;
 
Проверка состояния документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов;
 
Проверка состояния системы управления кадрами;
 
Оценка уровня организации и осуществления производственного контроля;
 
Оценка состояния текущей деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов и технических устройств;
 
Оценка уровня организации и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
 
Анализ причин возникновения аварий и происшествий на опасных производственных объектах;
 
Оценка правильности идентификации опасностей и рисков на предприятии.
 
Порядок проведения промышленного аудита
 
Подготовка к проведению аудита (определение целей, области, объектов, сроков и критериев аудита).
 
Проведение аудита документации (оценка состояния разрешительной, проектной, эксплуатационной и технической документации на предприятии).
 
Непосредственное проведение аудита на объекте (оценка объектов на месте с учетом результатов ранее проведенного аудита документации, проведение технических исследований).
 
Выработка на основе информации, полученной в ходе выполнения п.п. 2 и 3, рекомендаций по улучшению и плана мероприятий по реализации мер по улучшению состояния промышленной безопасности на предприятии. При оценке уровня соответствия промышленной безопасности современным требованиям учитываются не только требования нормативных правовых и нормативно-технических документов, но и результаты научных исследований, а также передовой отечественный и мировой опыт эксплуатации подобных объектов.
 
Оформление и утверждение отчета по аудиту. В отчете приводятся результаты проведенного технического аудита и рекомендации по устранению выявленных несоответствий, а также рекомендации по улучшению системы управления промышленной безопасностью на производстве.
 
Согласование и передача окончательной редакции отчета заказчику.
 
На основании анализа информации, содержащейся в отчете, руководство предприятий может принять обоснованные решения по необходимости, экономической целесообразности и приоритетам выполнения предложений и рекомендаций аудиторов в целях повышения уровня безопасности опасных производственных объектов.

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 226-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.

(п. 3 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

4. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

(п. 4 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

5. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 2

Аварии, вызванные нарушениями эксплуатации технических объектов, по своим масштабам начали приобретать катастрофический характер уже в 30-х годах XX ст. Влияние этих аварий порой переходит границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная такими авариями, может сохраняться от нескольких дней до столетий. Ликвидация последствий требуетбольших затрат и привлечения многих специалистов.

В зависимости от масштабов, людских потерь и материального ущерба различают промышленные аварии и промышленные катастрофы.

Промышленная авария – повреждения, пожары, разрушения, уничтожение технических устройств или сооружений на промышленном объекте, происшедшие по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, а также по причине случайных и несанкционированных внешних воздействий, следствием которых могут быть человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, значительные материальные потери.

Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо вызвавшая разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Самые крупные техногенные катастрофы

Авария на Чернобыльской АЭС,произошедшая 26 апреля 1986 г. расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историюатомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и поэкономическомуущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек,отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенеслилучевую болезньтой или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы,более 600 тыс. человекучаствовали в ликвидации последствий аварии. Вокруг станции была создана беспрецедентная по размеру зона отчуждения.

Авария на АЭС Фукусима-1- крупнаярадиационная авария, произошедшая11 марта2011 годав результате сильнейшего в истории Японииземлетрясенияи последовавшего за нимцунами. В конце 2012 года уровень радиации на побережье, где находится АЭС «Фукусима-1», превышал норму более чем в сто раз. В этом районе по-прежнему запрещено ловить рыбу.

Бхопальская катастрофа- крупнейшая по числу жертвтехногенная катастрофа, произошедшая в результате аварии на химическом заводеUnion CarbideвиндийскомгородеБхопал3 декабря1984 года, повлёкшая смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч — в последующие годы. По различным данным, общее количество пострадавших оценивается в 150—600 тысяч человек.

Непосредственной причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39 °C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате в атмосферу было выброшено около 42 т ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобыи железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия). Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием населения, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями — облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС- индустриальнаятехногенная катастрофа, произошедшая17 августа2009 года. Авария, на данный момент, является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объектеРоссиии одной из самых значительных в истории мировойгидроэнергетики.

В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Последствия аварии отразились на экологическойобстановкеакватории, прилегающей кГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследованияРостехнадзорнепосредственной причиной аварии назвал разрушениешпилеккрепления крышки турбиныгидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитиеусталостных поврежденийузлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции.

Взрыв нефтяного танкера Prestige.Произошел 13 ноября 2002 года, в результате чего 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим разливом нефтепродуктов в истории Европы. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha,который произошел 6 июля 1988 года был признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Piper Alpha — единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.

Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля, произошедшее 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии.Эта катастрофа по масштабности превзошла все известные транспортные катастрофы. Машина, проезжая по мосту на огромной скорости, врезалась в едущий навстречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост.

Исследования многочисленных промышленных аварий и катастроф подтверждают тот факт, что масштабы и тяжесть их последствий находятся в прямой зависимости от энергетических потенциалов технологических систем. В соответствии с этим различают следующие виды аварий: